Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
55, С. 392-394 опубликовано: 26 февраля 2024г.


ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(«на Болоте») (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл.

История

Первоначально мужской. Основан прп. Димитрием Прилуцким, о чем упоминается в различных редакциях его Жития. Согласно Минейной редакции, наиболее ранний список к-рой содержится в «Минее новым чудотворцам» 1494 г. (РНБ. Солов. № 518/537), прп. Димитрий происходил из богатого купеческого рода. Местное предание связывает его с купеческой семьей Покропаевых (Прокопаевых) из дер. Веслево (Смирнов. 1921. С. 60). Монашеский постриг он принял в переславском Горицком мон-ре (см.: Переславль-Залесский Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь), но затем покинул его, удалившись «на Болото» (в болотистую поросшую кустарником низину на берегу оз. Плещеева, расположенную неподалеку от юж. городских ворот). Вместе со сподвижниками преподобный соорудил деревянную ц. свт. Николая Чудотворца, вокруг к-рой вскоре образовался мон-рь.

Точная дата основания П.-З. Н. м. не установлена. Автор одного из первых описаний монастыря свящ. Н. М. Меморский († 1869) считал, что это произошло «в последней половине XIV столетия, но в каком именно году, неизвестно» (Меморский. 1851. С. 66). Указания ряда исследователей (Ф. П. Делекторский (сщмч. Никита) и В. В. Косаткин) на 1350 г. не находят подтверждения в источниках раннего времени.

Никольский мон-рь в Переславле-Залесском. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев
Никольский мон-рь в Переславле-Залесском. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев

Никольский мон-рь в Переславле-Залесском. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев
В Житии прп. Димитрия Прилуцкого Минейной и последующих редакций П.-З. Н. м. назван общежительным. По предположению И. М. Верюжского, прп. Димитрий был вынужден основать новую обитель со строгим общежительным уставом, т. к. в Горицком мон-ре не было общежития, а также «не только духом, но и самым местом жительства стараясь унизиться и смириться» (Верюжский И., свящ. Прп. Димитрий, игум. Прилуцкий, Вологодский чудотворец. Вологда, 1879. С. 7). При св. Димитрии обитель пользовалась известностью и уважением у жителей Переяславля, часто посещавших службы в монастырской церкви. Прп. Димитрий неоднократно бывал в Троице-Сергиевом монастыре у прп. Сергия Радонежского, ездил в Москву по приглашению св. блгв. вел. кн. Московского Димитрия Иоанновича Донского. Возможно, мон-рь посещал и прп. Сергий во время своих приездов в Переяславль. Когда и почему прп. Димитрий покинул П.-З. Н. м., уйдя с учеником мон. Пахомием на север, достоверно неизвестно. По мнению авторов описаний мон-ря XIX - нач. XX в., он бежал от «славы людской».

Дальнейшая история мон-ря не поддается детальной реконструкции. В предисловии к «Списку настоятелей монастыря», составленному в 1840 г. временно управляющим П.-З. Н. м. казначеем Данилова мон-ря (см.: Переславль-Залесский Данилов во имя Святой Троицы мужской монастырь) Мефодием, утверждается, что после прп. Димитрия до XVII в. обитель пребывала в запустении (ГАЯО. Ф. 327. Оп. 1. Ед. хр. 530. Л. 1 об.). Делекторский полагал, что мон-рь был сожжен ханом Тохтамышем в 1382 г., но позже восстановлен. В монастырском архиве он обнаружил копии данной грамоты вел. кн. Иоанна III Васильевича 1506 г. и вкладных записей Захарии Иванова Рычкова 1559 г., Ивана Крячка Чемоданова, сына Воропанова, 1560 г., Ивана Константинова Кочергина 1565 г. (Делекторский. 1904. С. 7, 9). В Смутное время нач. XVII в. мон-рь вновь подвергся опустошению.

Восстановление П.-З. Н. м. после Смуты связывается с деятельностью строителя, а затем игумена (1613-1645) старца Дионисия († 1645), армянина, родом из купеческого сословия, впосл. схимонаха и затворника. В Синодике мон-ря он именован Дионисием Карловым (ПЗИХМЗ. Инв. 1272. Л. 18). По монастырскому преданию, еще в мирской жизни Дионисий после усердной молитвы перед сном сподобился видения свт. Николая Чудотворца, повелевшего возобновить переславскую обитель его имени. Старец отстроил мон-рь, в т. ч. деревянные Никольский храм и ограду, ввел в нем общежительный устав (Делекторский. 1904. С. 9-10). После кончины схим. Дионисия похоронили в П.-З. Н. м., однако место его погребения было утрачено. В «Полном месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) (Владимир, 1876. Т. 2) он включен в сонм неканонизированных святых Владимиро-Суздальской епархии. В 1665 г. в обители жил известный деятель раскола инок Феоктист.

Временем расцвета П.-З. Н. м. стал кон. XVII - 1-я пол. XVIII в. В этот период мон-рем управляли архимандриты Варлаам, Питирим (Ведерницын?). При них и при игуменах Романе, Павле, Пахомии (1719-1727) и при Иакове (Певницком) (1733-1749) в обители развернулось каменное строительство на средства переславских и московских купеческих семей. В 1759-1761 гг. настоятелем был архим. Филарет. Во 2-й пол. XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г., начался постепенный упадок П.-З. Н. м., к-рый был отнесен к заштатным мон-рям. К кон. XIX в. его братия состояла из 2 иеромонахов, иеродиакона, 2-3 послушников. От частой перемены настоятелей страдало монастырское благочестие (Делекторский. 1904. С. 15). Благотворитель мон-ря переславский купец А. А. Варенцов предложил для сохранения и благоустройства древней обители обратить ее в женскую. Последним настоятелем муж. мон-ря был архим. Пимен (Малиновский) (1896-1898). Указом Синода от 10 июня 1898 г. заштатный мон-рь был обращен в общежительный женский, в 1898-1913 гг. его возглавляла игум. Антония, а до закрытия в 1923 г.- казначея Аглаида (?). В нач. XX в. в мон-ре проживало ок. 100 сестер.

Источники, содержащие данные о собственности П.-З. Н. м., не выявлены. Сведения о его земельных владениях и прочем материальном имуществе отсутствуют. На основе данных монастырского Синодика можно предположить, что в XVII - нач. XX в. обитель существовала в основном за счет благотворителей, представлявших переславское, с.-петербургское и московское купечество.

20 февр. 1923 г. мон-рь был закрыт, в последующие годы монахинь и священнослужителей выселили с его территории. В кон. 1927 г. в Никольском соборе собирались разместить архив, но этот план не был осуществлен, и в 1932 г. храм разобрали на кирпич. На территории мон-ря располагались скотобаза, контора горэнергосбыта, школа-интернат для детей с отставанием в развитии.

Решением Синода от 27 дек. 1993 г. мон-рь был возобновлен как женский, 16 февр. 1994 г. в него прибыли насельницы из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря. Настоятельницей стала мон. Евстолия (Афонина), в 1997 г. возведенная в сан игуменьи. Сестры занимаются иконописанием и художественным шитьем. В 1997 и 2005 гг. обитель посещал патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер).

В П.-З. Н. м. почитаются канонизированные в 2000 г. священномученики Никита (Делекторский), в 1897-1909 гг. являвшийся настоятелем монастырского Никольского собора, и Евгений Елховский, в 1907-1923 гг. служивший в соборе.

Архитектурный комплекс

Архитектурный комплекс П.-З. Н. м. составляют постройки XVIII-XXI вв.

Первый каменный летний собор свт. Николая Чудотворца строился на протяжении 40 лет, с 1680 по 1721 г., на средства купца московской Кадашевской слободы Герасима Яковлева Обухова и его жены Ирины. Храм был 5-главым, с трапезной и 2 приделами: прп. Димитрия Прилуцкого (правый придел) и прп. Герасима Иорданского (левый придел), в последнем были похоронены ктиторы. Стиль собора сочетал в себе элементы традиц. церковной архитектуры XVII в. и петровского барокко. На месте этого храма, разобранного в 1932 г., построен 5-главый Никольский собор (освящен в 2003, архит. В. Н. Ижиков), его архитектурный облик стилизован под древнерус. храмы XII-XV вв. У нового собора также 2 придела: прп. Димитрия Прилуцкого (правый придел) и св. Виктора (левый придел). В соборе находятся иконы XVIII-XXI вв., многие из новейших образов написаны сестрами обители.

Надвратная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. 1748 г. Фотография. Нач. ХХ в.
Надвратная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. 1748 г. Фотография. Нач. ХХ в.

Надвратная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. 1748 г. Фотография. Нач. ХХ в.
За алтарными апсидами собора на месте разобранной в 1932 г. шатровой колокольни (1680) построена 2-ярусная 3-пролетная с 3 главами звонница с полным набором колоколов (освящена в 2004, архит. В. Н. Ижиков). В подклете совр. звонницы, под галереей звонов, в 2004 г. освящена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

Старейшим строением мон-ря является каменная 5-главая ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, возведенная в 1748 г. на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных, выходцев из переславской Рыбной слободы. Храм возвели на месте сгоревшей в 1745 г. деревянной ц. Казанской иконы Божией Матери. Благовещенская ц. строилась как теплый монастырский храм с приделом Сретения Господня (юго-западный), трапезной (с 1902 Всехсвятский сев.-зап. придел) и подклетом, в к-ром находились 4 кельи и палатка для хранения овощей. В архитектурном отношении церковь представляет собой характерный образец рус. барокко сер. XVIII в. В ее интерьере сохранились настенные росписи XIX в. (ныне отреставрированы).

Церковь во имя апостолов Петра и Павла над св. воротами обители построена также в 1748 г. на средства купца московской Садовой слободы Петра Романова Холщевникова, о чем свидетельствует сохранившаяся храмоздательная доска с надписью. Одноглавый храм в стиле петровского барокко, перекрытый высоким сомкнутым сводом, был восстановлен в 1999 г.

Ограда с 4 башнями, построенная в 1761 г. при архим. Филарете, сохранилась частично и к 2019 г. восстановлена полностью. На территории обители находятся 2-этажный общежительный корпус с трапезной, кухней, просфорной и рукодельной комнатами, построенный в 1902 г. в стиле модерн, а также несколько построек хозяйственно-бытового назначения кон. XIX - нач. XX в. К 2019 г. возведены келейный корпус с архиерейскими и настоятельскими покоями и большой корпус келий (архит. В. Н. Ижиков). В настоятельских покоях освящен небольшой домовый храм прп. Сергия Радонежского (2006).

Святыни

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены (Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. (Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря // Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659).

С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского.

Библиотека

Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ. Инв. 4318), «Сказание о святых Савве Вишерском, Ионе, архиеп. Новгородском, и др.» XVII в. (Инв. 4197), «Сказание о чудесах Богородицы Тихвинской» XVII в. (Инв. 4198), «Синодик Успенской пустыни на Березовом бору» 1627 г. (Инв. 4200), «Сборник сказаний о чудотворных иконах, мощах и святых» XVIII в. (Инв. 4314), «Беседа Бога с грешником» XVII в. (Инв. 4315), «Книга Симеона Нового Богослова» нач. XVIII в., вклад мон. Сергия 1712 г. (Инв. 4196), «Акафист Божией Матери» XVIII в. (Инв. 4201). Большой интерес представляет «Синодик Никольского монастыря» XVII-XVIII вв. (Инв. 1272). В нем находятся записи родов кн. Андрея Голицына, старицы кнг. Марии Турениной, стольника Ивана Федоровича Буторлина (Бутурлина), боярина Льва Кирилловича Нарышкина, князей Федора Гундорова, Ивана Ромодановского и др. представителей знати кон. XVII - нач. XVIII в., а также московских и переславских купцов (Обуховых, Холщевниковых, Щелягиных, Садовниковых и др.), настоятелей мон-ря и проч. В Синодике зафиксированы также роды мастеров Оружейной палаты Московского Кремля (Сукина Л. Б., Левицкая Н. В., Герасимова Н. Р. Московские художники в Переславле-Залесском XVII-XVIII вв.: (По рукописным и эпиграфическим мат-лам Переславского музея) // Филевские чт.: Тез. докл. 22-25 дек. 1997 г. М., 1997. С. 55-57). Одним из крупнейших вкладчиков был гравер Леонтий Бунин, подаривший мон-рю свой печатный стан с комплектом награвированных досок (Сукина Л. Б. Запись рода Леонтия Бунина в синодике переславского Никольского мон-ря // Румянцевские чт.- 2011. М., 2011. Ч. 2. С. 148-151). На нач. XX в. в б-ке мон-ря числилось более 60 старопечатных книг и книг гражданской печати XVII-XVIII вв. (Косаткин. 1906. С. 304). К 2019 г. часть из них хранится в Переславль-Залесском музее-заповеднике.

В ризнице хранились печатные книги в серебряных окладах: Евангелие 1668 г., вклад казначея старца Феодосия (ПЗИХМЗ. Инв. 2116), и Евангелие 1698 г., «построенное» на средства вкладчиков игум. Варлаамом и казначеем Питиримом (Инв. 1332). Там же хранились плащаница «Положение во гроб» 1698 г., шитая в мастерской Акилины Петровны Буторлиной (Бутурлиной), жены стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина (Инв. 1273), и серебряное кадило 1701 г., вклад царицы Прасковии Феодоровны (местонахождение к 2019 не установлено), а также др. произведения шитья и ювелирного дела XVII-XVIII вв.

Некрополь

Некрополь П.-З. Н. м. весьма обширен. Здесь покоились в основном представители переславских купеческих родов XVII - нач. XX в. (Холщевниковых, Щелягиных, Темериных, Свешниковых и др.). Из известных деятелей в мон-ре был похоронен участник Бородинского сражения, ген.-майор Ф. Ф. Манахтин (Монахтин) (1775-1812). К 2019 г. сохранилось только неск. надгробий.

Ист.: Минея новым чудотворцам, 1494 г. // РНБ. Солов. № 518/537; Синодик Никольского мон-ря, XVII-XVIII вв. // ПЗИХМЗ. Инв. 1272; Житие прп. Димитрия Прилуцкого, XVII в. // Там же. Инв. 4318; Николаевский муж. мон-рь: Опись монастырского и церк. имущества за 1798 г. // Ростовский фил. ГАЯО. Ф. 327. Оп. 1. Ед. хр. 143; Переславский Никольский мон-рь: Список о настоятелях мон-ря за 1392-1840 гг. // Там же. Ед. хр. 530; Опись зданий Никольского мон-ря и его имущества, 1748 г. (?) // Там же. Ф. 331. Оп. 1. Ед. хр. 8.
Лит.: Меморский Н. М. Переславский Никольский мон-рь, что на болоте // Владимирские ГВ. 1851. № 10. С. 66-67; Ильинский П. В. Переславский Никольский жен. (бывш. муж.) монастырь и его основатель Димитрий Прилуцкий // Там же. 1898. № 36-38; Делекторский Ф. П. Николаевский жен. мон-рь в г. Переславле Владимирской губ. М., 1904. Переславль, 1995; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.: Кр. ист. сведения с прил. описей сохранившихся в них древних предметов. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 296-305; Смирнов М. И. Переславщина: Источники и мат-лы краеведения, их систематизация и обзор // Докл. Переславль-Залесского науч.-просветительного об-ва. Переславль-Залесский, 1921. Т. 9; Семячко С. А. Димитрий, основатель Димитриева Прилуцкого мон-ря // ПЭ. 2007. Т. 15. С. 30-34; Переславский Св.-Никольский жен. мон-рь. М., 2008; Морохин А. В. Архиеп. Нижегородский и Алатырский Питирим: Церковный деятель эпохи перемен. Н. Новг., 2009.
Л. Б. Сукина, А. В. Кузьмин
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Библиотеки монастырские Святыни русских монастырей Переславль-Залесский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь («на Болоте») (Переславской епархии Ярославской митрополии) Некрополи
См.также:
ОПТИН БОЛХОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Орловской Болховской епархии Орловской митрополии), расположен в г. Болхове Орловской обл.
НОВОДЕВИЧИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), в г. Суздале Владимирской обл.
ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский
ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии
КИРЖАЧСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Киржаче Владимирской обл.
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Московском Кремле
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве